Павел Астахов проверяет детские учреждения Петербурга

В волгоградских лесах сняты ограничения на посещения

5-ая биеннале современного искусства официально раскрывается в Москве

К приему гостей подготовились основательно. Во-1-х, там заработало кафе - в ожидании открытия настоящего ресторана (в скором времени, как поведал РИА Анонсы арт-директор «Манежа» Андрей Воробьев, будет объявлен соответственный конкурс).

Но основное - сейчас там есть игровой центр, куда можно привести деток, ежели они вдруг утомятся от знакомства с актуальными тенденциями в современном искусстве. Хотя таковой поворот маловероятен - куратор основного проекта биеннале «Больше света» Катрин де Зегер заполнила экспозицию обилием занятных, прекрасных и умопомрачительных объектов, рассматривать которые можно чуток ли не часами зрителям полностью всех возрастов.

Кстати, тема времени и соответствия ему является чуть ли не основным философским посылом куратора. Она подчеркивает, что в нескончаемой спешке мы забываем о реальном, и при подготовке к выставке она имела в виду конкретно потенциал нынешнего момента.

Да будет свет

Куратор 5-й Столичной биеннале в контексте собственной работы над ней цитирует строчки Владимира Маяковского «Светить постоянно, светить везде…».

«Это чрезвычайно правильно, так как искусство - оно постоянно, так либо по другому, о свете», - говорит де Зегер.

Ее посыл развивает тему, которую в ближайшее время по-разному интерпретируют кураторы из различных государств. А именно, на прошлой Венецианской биеннале, когда куратор Биче Куригер озаглавила собственный проект ILLUMInations (ИЛЛЮМИнации), соединив несколько понятий - и «просвещение»/ «освещение», и «нации» / «народности».

Стенка подземного уровня «Манежа», где ранее проходили выставки Мультимедиа арт музея, на сто процентов расписаны международной командой, куда вошли Андреа Бьякони, Рикардо Лансарини и Марк Ликари. Кстати, еще анонсируя проект, де Зегер говорила, что особенное внимание она уделит таковым вот сотрудничествам. Она объяснила, что на данный момент, в отличие от прошедшего века, на замену индивидуальной особенности приходят методы взаимодействия людей вместе, и «отношения меж ними стают еще важнее того, что есть они сами».

Их проект Dialogo Illuminato смотрится и декоративно, и остроумно. В погруженном в полумрак зале эта большущая настенная роспись подсвечивается лампочками Artefactos - другого проекта данной для нас же группы, напоминающего какое-то кустарное изобретение на базе древних велосипедов.

Место также освещают сказочное «Воображаемое жилище» с тенями и зеркалами тайваньско-канадского художника Эда Пина, и бессчетные экраны с медитативным видео-артом, как будто отменяющим временные границы. Так, видео Виктора Алимпиева «Вытоптать пашню» отлично соответствует очередной теме, заявленной куратором - замедления времени. Его герои интерпретируют танцующую процессию аббатства в Эхтернахе, когда паломники делают три шага вперед и два назад, чтоб в итоге продвинуться на один.

Под светом звезд

Основное выставочное место «Манежа» с высочайшими окнами, через которые показываются звезды на кремлевских башнях, куратор заполнила большими, под стать масштабу строения, объектами и установками.

Сначала внимание завлекает установка Альфредо и Исабель Акилисан, чьи объекты растут в размерах по нарастающей - от батарейки до древесных саней. Она была сотворена специально для биеннале при помощи москвичей, пожертвовавших старенькые лыжи и остальной аутентичный русский и дореволюционный скарб.

Тему перемещений во времени и пространстве куратор логически продолжила установками Панамаренко «Авиамоделист» в виде огромного дирижабля и «Без названия» Александра Бродского - абстрактного входа в условное метро.

Напротив их - китайский живописец Сун Дун, на прошлой Венецианской биеннале создавший один из так именуемых «парапавильонов» - домик с этническим уклоном. Он привез очередное жилье, на этот раз - собственной мамы. 10-ки горшков, старенькых пар обуви, упаковок от фармацевтических средств и т.д. аккуратненько разложены рядом с древесным домиком, символизируя размышления о потере и горе.

В общей трудности на выставке можно узреть 70 различных проектов, практически половина которых были изготовлены специально для «Манежа».

Не считая главенствующего

Кроме основного проекта, в дни Столичной биеннале параллельно в Москве пройдут около 60 выставок на 40 разных площадках.

На данной нам недельке начали свою работу гастролирующая «Утопия и действительность? Эль Лисицкий и Илья и Эмилия Кабаковы» в Мультимедиа арт музее, крупная исследовательская работа по искусству 1990-х «Реконструкция» в фонде «Екатерина», выставки «Пляска мертвых языков» Вадима Захарова в ЦУМе и «Фасады» Александра Бродского в галерее «Триумф».

В последнее время раскроется выставка Джона Балдессари в «Гараже», собственный спецпроект «Музей современного искусства: департамент труда и занятости» в рамках биеннале представит Третьяковская галерея, также во дворе факультета медиакоммуникаций и отделения культурологии ВШЭ 20 современных живописцев устроят тотальную установку «Медиадвор».