В програмке интернациональной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assesment of Adult Competences, PIAAC) приняли роль наиболее 157 тыщ респондентов из 24 стран-участниц и стран-партнеров Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В исследовании участвовали наиболее 5 тыщ россиян в возрасте от 16 до 65 лет из практически 100 населенных пт.
В рамках программы PIAAC проводится оценка компетенций взрослого населения в 3-х областях: грамотности в области чтения, математической грамотности и возможности решения задач в технологически насыщенной среде.
КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ
Исследование показало, что во почти всех странах крупная часть населения не имеет опыта обращения с компом либо пользуется им неуверенно. При всем этом значимая часть обитателей России - 48,5% взрослых в возрасте от 16 до 65 лет - соответствуют данному описанию.
«В нашей стране посреди взрослых, имеющих малые компьютерные способности, нужные для проведения процедуры компьютерного тестирования, 40,5% находятся на самом низком уровне по шкале компетенций в области решения задач в технологически насыщенной среде», - говорится в документе. В целом исследователи отмечают некое отставание россиян в этом компоненте от представителей продвинутых стран мира.
Обычная МАТЕМАТИКА
Согласно данным PIAAC, средний балл по грамотности в области чтения для России (275 баллов) выше среднего балла стран-членов ОЭСР (273). При всем этом средний балл России совпал с результатом Бельгии (275), практически не различается от балла Чехии (274), Словакии (274) и Эстонии (276). Такие страны как Япония, Финляндия, Нидерланды, Австралия, Швеция, Норвегия получили существенно больший итог. Так, в Стране восходящего солнца средний балл по грамотности в области чтения самый высочайший посреди всех участников исследования и равен 296. На втором месте Финляндия со средним баллом 288, и на 3-ем - Нидерланды (284).
Примечательно, что некие страны с развитой системой образования получили средний балл по чтению ниже, чем Россия. К примеру, в Дании это 271 балл, а в Германии и США - по 270 баллов. Меньшее количество баллов по грамотности в области чтения получили Испания (252) и Италия (250).
Средний балл по математической грамотности для России (270) некординально различается от среднего балла стран-членов ОЭСР (269). Самую большую математическую грамотность показали жители страны восходящего солнца (288) и финны (282), меньше всего в арифметике разбираются обитатели США (253), Испании (247) и Италии (246).
В целом, в рейтинге по грамотности в области арифметики Россия занимает 13-е место, а в области чтения - восьмое место.
В 45 - МНОГО Способностей Снова
С увеличением образовательного уровня наблюдается тенденция роста среднего балла по трем оцениваемым областям. Явный «пик» грамотности приходится на период окончания средней школы. 2-ой «пик» относится к образовательному уровню «бакалавр» - юные люди, продолжающие свое образование и находящиеся в высочайшей фазе развития.
В целом, с годами уровень способностей имеет тенденцию к снижению. «Однако для возрастной группы в 45-49 лет наблюдается подъем уровней сформированности способностей. Может быть, эта группа включает самых образованных и высококвалифицированных взрослых», - говорится в исследовании.
Исследование разглядывает четыре группы профессий, различающихся по уровню квалификации и требуемому уровню образования. К высококвалифицированным относятся такие профессии, как топ-менеджеры и руководители компаний. К группе «белых воротничков» - профессии средней квалификации, требующие высшего образования, к примеру, офисные работники. В группу «синих воротничков» входят профессии, требующие исходного либо среднего проф образования, к примеру, механик либо работник сельского хозяйства. К группе простых профессий отнесены профессии без особенных требований к квалификации либо образованию, такие как курьер, дворник.
Чем ниже квалификация, тем ниже способности в области чтения и математической грамотности, свидетельствуют данные исследования. «Однако для представителей неквалифицированных профессий грамотность в области чтения и математическая грамотность имеют высочайшие характеристики, выше, чем у “голубых воротничков” - представителей технических профессий», - отмечается в документе.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
Государственный координатор PIAAC в РФ научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Подольский считает, что измерение в России выявило средний уровень способностей населения в сопоставлении с показателями стран-участниц ОЭСР.
«В неких местах даже обогнали представителей почти всех государств, входящих в число развитых в мире. Вкупе с сиим, в результатах России наблюдается отставание во владении ИКТ-технологиями и возможности решать задачки в технологически насыщенной среде», - произнес Подольский РИА Анонсы.
По его словам, в результатах по России наблюдается тенденция к выявлению общемировых закономерностей и связей, к примеру, уровня грамотности и возраста.
«При этом у России довольно комплексная картина по результатам базисных компетенций в разрезе респондентов различного возраста, уровня образования, квалификации. И это уже просит наиболее сурового анализа», - произнес он. Эксперт отметил, что по неким нашим результатам полностью можно учить историю России в сфере образования за крайние полста лет.
Материал подготовлен RIA.ru