В октябре будет девять магнитных бурь

Ученые нашли необыкновенный "пульсар-трансформер" в созвездии Стрельца

В Петербурге открылась выставка, посвященная войне с Наполеоном

Для почти всех наших современников восприятие Отечественной войны ограничивается только 1812 годом - когда французские войска были изгнаны с местности Российской империи. Но война длилась до 1814 года - до взятия российской армией Парижа и низвержения Наполеона. Борьба за освобождение Европы стала для России самой кровавой кампанией за время наполеоновских войн. Боевые утраты российской армии тогда превысили 120 тыс. чел.

Память о подвигах российского орудия увековечена во почти всех произведениях искусства и монументах. Один из самых величавых и монументальных- Нарвские триумфальные ворота.

14 апреля 1814 года в Санкт-Петербург примчался особый курьер, который привез удовлетворенное, издавна ожидавшееся весть о том, что российские войска вступили в Париж. Собрание Правительствующего Сената для разработало програмку «обряда праздничной встречи» и сотворения проекта монумента, «который бы передал предстоящему потомству настолько важную и единственную для России эпоху».

Из Франции российская гвардия прибывала в Петербург через Ораниенбаум (сейчас г. Ломоносов) и отсюда по Нарвской дороге (сейчас Таллиннское шоссе), а потом по Петергофской першпективе (сейчас Петергофское шоссе) прошла в столицу. Триумфальную арку было доверено спроектировать одному из самых именитых в то время зодчих Джакомо Кваренги, создавшему непревзойденные строительные строения в стиле классицизма - строения Академии на Институтской набережной Петербурга, Эрмитажного театра, Красногвардейского манежа, Смольного института и др.

В июне 1814 года домой через Нормандию направилась 1-ая гвардейская дивизия. Прибывшие войска разместились поначалу в Петергофе и Ораниенбауме. Столичная газета «Северная почта» докладывала 17 июня: «В прошедшую пятницу, 12 числа, были мы… очевидцами вида самого замечательного для сердца всякого российского. Санкт-Петербургское ополчение, возвратясь из похода, вступило праздничным образом в столицу». Гвардейские соединения встали лагерем на окраине Петербурга 27 июля, а 30 июля, как о этом докладывала та же газета, «лейб-гвардии полки Преображенский, Семеновский, Измайловский, Егерский, Гвардейский морской экипаж, две роты гвардейской артиллерии, возвратившиеся из славного собственного похода, вступили в столицу. Они проходили через Триумфальные ворота, воздвигнутые от городка в честь и славу великих подвигов… Ввечеру город был иллюминирован». В этот праздничный день военные оркестры игрались победные марши, в честь героев звучали хвалебные гимны и кантаты в выполнении придворных певцов и музыкантов. Люд приветствовал фаворитов.

Опосля первого праздничного входа войск в столицу в 1814 году Нарвские триумфальные ворота три раза были местом встречи возвращающихся фаворитов. 6 сентября под сводом триумфальной арки промаршировали части 2-ой гвардейской пехотной дивизии, и посреди их лейб-гвардии Павловский и Финляндский полки, наименования которых надолго занесены на медные листы пилонов ворот. Павловский и Финляндский полки, пройдя из Парижа через Францию и Германию, на судах морем достигли Ораниенбаума и Петергофа. 18 октября Петербург приветствовал полки конной гвардии, кавалергардов и гвардейскую конную артиллерию. Выступив из Версаля 21 мая, они 14 октября пришли в Красноватое Село. Через четыре дня они повзводно продефилировали под триумфальной аркой. В конце концов, 25 октября прибыл в Петербург лейб-гвардии казачий полк, удалое бесстрашие которого проявилось в атаках при Бородине, Тарутине, Малоярославце, Красноватом, Кульме, Лейпциге, Фер-Шампенуазе - в 7 из восьми битв, занесенных на скрижали триумфальной арки.

Снутри Нарвских ворот находятся три этажа и подвал, которые со 2-ой половины ХIХ в. и до революции 1917 г. использовались под городской архив. Эти помещения с 1987 г. стали музейными залами. На открывшейся в Нарвских воротах экспозиции представлены гравюры с изображением самых значимых боев и схваток 1813-1814 гг., в каких отличились российские войска; посвященные тем же битвам памятные медальоны архитектора Ф.П. Толстого, портреты героев той эры, в том числе вдохновителя кампании Правителя Александра I и командира Гвардейского корпуса генерала Ф.П.Уварова, завещавшего свое состояние (400 тыс. рублей) на стройку Нарвских триумфальных ворот. Эта сумма составила третья часть общих издержек на сооружение монумента. Несомненный энтузиазм вызывают копии российских и французских военных костюмов той эры (костюмчик унтер-офицера Лейб-гвардии Семеновского полка специально сделан к выставке) и военно-исторические миниатюры на батальную тему.