Идею «специализации» неких обителей на образовании и просвещении поддержали и остальные участники форума.
По словам митрополита Илариона, в крайние 25 лет в РПЦ наблюдался беспрецедентный рост числа монастырей - от 20 до 800, около 10 тыщ человек за эти годы приняли монашеский постриг, и активная дискуссия вокруг проекта общецерковного «Положения о монастырях» развернулась в крайние годы в монашеской среде и посреди епископата.
«Этот проект разработан комиссией Межсоборного присутствия <…> Дальше это положение будет разослано для обсуждения по епархиям и монастырям. Потом оно будет ориентировано в президиум Межсоборного присутствия. И лишь опосля общецерковного обсуждения - на Архиерейский собор Российской православной церкви. Это пока лишь проект документа», - отметил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
Нужды времени и традиции просвещения
«Чтобы ученые иноки возникли, необходимы ученые монастыри. Для ученых иноков обязана быть сотворена благоприятная атмосфера, которая бы содействовала их научному и духовному росту», - произнес митрополит Иларион.
Основным различием западного монашества от восточного сейчас, по его словам, является «гораздо крупная степень дифференциации призвания» - на западе желающие заниматься наукой, имеют возможность ею заниматься.
«У нас нет ученых монастырей и практически нет ученых иноков, а недоверие к науке, образованию и просвещению <…> крепко сохраняется в монашеской среде», - отметил глава Отдела наружных церковных связей.
Причина, судя по его словам, кроется в предубеждения, что «ученость не нужна для спасения, несовместима со смирением».
«Ученых иноков не много. Во почти всех монастырях нет достаточных критерий для их развития. У нас сейчас ученое монашество в основном развивается при духовных школах, а именно, при Столичной духовной академии», - произнес митрополит РИА Анонсы.
Отвечая на вопросец, в чем их значимость, он напомнил, что монастыри постоянно были центрами просвещения, и отметил, что Церковь не может жить без развития науки. «И в этом смысле у монашества постоянно была, по последней мере, крайние много веков - передавая роль, большие миссионерские функции. До революции у нас были и ученые иноки, миссионеры», - произнес архиерей. В пример он привел святителя Николая Японского, который был иеромонахом, закончил академию, поехал в Японию, выучил там язык и там «создал Церковь с нуля».
На конференции звучали также имена святителя Филарета Столичного, Феофана Затворника, митрополита Макария (Булгакова), Игнатия (Брянчанинова) и остальных узнаваемых ученых Церкви.
Высоко-Петровский монастырь
Участвовавший в конференции наместник Высоко-Петровского монастыря Москвы и ректор Российского православного института игумен Петр (Еремеев) в интервью РИА Анонсы на вопросец о вероятности возрождения российских монастырей как центров учености и просвещения ответил, что для столичного монастыря возможность «специализации» в той либо другой сфере церковной деятельности полностью возможна.
«Причем это полностью органично может сочетаться с историей развития самого монастыря. Высоко-Петровский монастырь в 19 и 20 веках постоянно был связан с развитием образования и просвещения. Наместник монастыря в 19 веке часто кооперировал этот пост со служением ректора того либо другого духовного учебного заведения. Сначала 20 века скоро опосля закрытия Столичной духовной академии она подпольно продолжила свою работу в стенках Высоко-Петровского монастыря. Само возрождение монастыря сначала 1990-х годов было обосновано размещением в его стенках Синодального отдела религиозного образования и катехизации, также открытием тут Российского православного университета», - поведал игумен Петр.
Потому сейчас, по его словам, взаимопроникновение духовных традиций обители и образовательной деятельности института охарактеризовывает служение монастыря миру, в том числе как просветительское. «Чтобы эта миссия была удачной, разумеется, что братия монастыря обязана безпрерывно увеличивать собственный образовательный уровень», - отметил наместник.
Уже сейчас, добавил он, братья обители учатся на богословских и светских специальностях в столичных университетах, осваивая в том числе экономику, юриспруденцию, религиоведение, философию, богословие. Некие из их преподают в Российском православном институте. На базе монастыря также сотворена Петровская богословская школа для мирян.
Монашество в миру, по принуждению и остальные вопросцы
На конференции дискуссировались и остальные актуальные и спорные вопросцы монашеской жизни. Так, основной докладчик митрополит Иларион заявил, что «монашество в миру - одна из чрезвычайно нужных сейчас форм монашеского служения», но просит «особого контроля священноначалия».
Митрополит также призвал к закреплению такового аспекта как возраст «монашеского совершеннолетия» и предложил постригать людей не молодее 20 лет, в виде исключения - 18 лет.
Во избежание «пострига по принуждению» докладчик предложил требовать письменное прошение, которое свидетельствовало бы о добровольном желании человека стать монахом, а виновных в принуждении к постригу - сердито наказывать, вплоть до извержения из сана.
Митрополит Иларион коснулся и вопросца о перемене имени при пострижении в монахи, которая, по его словам, значит вступление человека в новейшие дела с тем, кто дает ему имя, и становится первым актом послушания. Потому «выбор имени должен являться исключительной прерогативой постригающего».
Эра тайного монашества ушла в прошедшее, убежден митрополит Иларион, и виновные в совершении тайных постригов также должны строго наказываться как нарушители церковной дисциплины.
Рассуждая о вопросце выборности игуменов и игуменей, митрополит отметил, что, судя по дискуссии, Российская церковь еще не готова к тому, чтоб выборность на эти должности стала нормой в наших монастырях, как, к примеру, на греческой святой горе Афон. По словам митрополита, возможны «промежуточные варианты» с учетом представления братии, при всем этом окончательное решение обязано оставаться за священноначалием.
Отвечая на вопросцы остальных участников конференции, митрополит Иларион отметил, что принятие монашества перед гибелью - спорный обычай и что «монашеский постриг не является средством исцеления от болезней».