В глобальном индексе конкурентоспособности по итогам 2012 года Казахстан был в первый раз отнесен к группе из 25 государств, которые находятся на шаге перехода от 2-й к 3-й стадии экономического развития
Ректор КазЭУ, доктор экономических наук, доктор Серик Святов.
Это стадия инноваторской экономики, характеризующаяся переходом к в большей степени интенсивным факторам роста, основанным на использовании современных технологий. Это подразумевает высочайший уровень интеллектуализации общества, его способность создавать, усваивать и использовать новейшие познания.
В данной для нас связи перед системой высшего образования республики появляются неотложные задачки, связанные с необходимостью соответствия образовательного сектора: во-1-х, инноваторской модели развития экономики, во-2-х, соц запросам потребителей образовательных услуг, в-3-х, требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.
Президент страны Н.А.Назарбаев в качестве главный задачки социальной модернизации определил подготовку молодежи к жизни в критериях новейшей индустриально-инновационной экономики.
Одной из составляющих данной задачки является подготовка юных людей в высших учебных заведениях для работы по определенным профессиям, их трудоустройство по приобретенной в вузе специальности.
Сейчас, к огорчению, наше высшее образование продолжает ориентироваться на обобщенное, обезличенное место работы и подготовку профессионалов для абстрактного среднего потребителя.
Но, потенциальные организации, где будут работать выпускники экономических специальностей, могут быть различными и по размеру, и по форме принадлежности, и по корпоративной культуре ведения бизнеса. Это в значимой степени описывает специфику будущей проф деятельности выпускника, а, следовательно, обязано получать свое отражение в содержании вузовских образовательных программ.
Образовательные результаты (LearningOutcomes) выпускника не только лишь должны соответствовать государственным и отраслевым квалификационным рамкам и проф эталонам, да и обеспечивать широкие способности трудоустройства, предстоящего обучения и конфигурации сферы деятельности. Всего этого можно достичь лишь при помощи подготовки студентов,направленной на определенные области проф деятельности.
Академическая свобода и кредитная разработка дают сейчас университетам возможность для учета потребностей работодателей. Академическая свобода расширена в бакалавриате до 55 %,магистратуре - до 70 %.
Присоединение страны к Болонскому процессу, внедрение его принципов в казахстанское высшее образование, реализация на практике кредитной технологии обучения обусловило необходимость ее ориентации на освоение проф стандартов каждым студентом. Одной из основных функций государственной квалификационной системы как раз и является прогнозирование спроса профессионалов и его ублажение.
Национальные квалификационные рамки и проф стандарты определяют ожидаемые мастерски направленные результаты выпускников. И уже задачей университета становится определение образовательной линии движения, разработка новейших учебных предметов, способных обеспечить формирование проф компетентности.
Учет особенности студентов, их возможности к обучению должны отыскать своё отражение в предоставлении способности студентам выбрать неповторимые учебные предметы и высококвалифицированных современных педагогов, другими словами в полной воплотить принципы кредитной технологии.
Для решения указанных заморочек в Казахском экономическом институте им. Т.Рыскулова были сделаны академические советы образовательных программ по каждой из специальностей. В их состав входят работодатели, ведущие педагоги, казахстанские и забугорные специалисты и практики,выпускники университета. Академические советы разрешают найти содержание образования, список и последовательность исследования дисциплин. Вербование наилучших педагогов и практиков также является функцией этих советов. При помощи академических советов становится вероятным найти компетенции, которые являются нужными на рынке труда, привлечь неповторимых профессионалов для проведения занятий.
Проектирование образовательного процесса в КазЭУ начало осуществляться на базе рекламных исследований, исследования емкости рынка труда, оценки потребностей в проф компетенциях и удовлетворенности потребителей. Сделанное управление маркетинга координирует все вопросцы приема. На базе его исследований университет установил в прошедшем году пороговые проходные баллы, наиболее высочайшие, чем в подобных университетах, и определил квоту приема по каждой специальности.
Расширение академической свободы вузов делает условия и для включения в образовательную линию движения программ проф сертификации. Так, студенты, обучающиеся по специальности «Бухгалтерский учет», будут получать сертификаты «Профессиональный бухгалтер», «Бухгалтер-казначей», а по специальности «Финансы» - «Финансовый менеджер». Схожая подготовка дозволяет «заточить» выпускников под определенные рабочие места, обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда, учитывать потребности работодателей, представляющих разные формы принадлежности.
Одна из главных обстоятельств заморочек с трудоустройством и связанной с сиим социальной неудовлетворенности является диспропорция меж количеством выпускников и емкостью рынка. В текущее время толика студентов-экономистов в общем контингенте вузов составляет 25-27% от их общего числа, тогда как потребность рынка в их по результатам проводимых рекламных исследований, составляет всего только 13%. «Перепроизводство» экономистов и финансистов, с одной стороны, и острая нехватка обученных профессионалов по тем же фронтам,с иной, - это два полюса одной и той же задачи.
Исходя из этого востребованность выпускников высшей школы в значимой степеени определяется соответствием структуры подготовки кадров емкости и структуре рынка труда. Потому для вузов чрезвычайно принципиально осуществлять такую подготовку на базе правильного количественного и высококачественного прогнозирования тенденций развития рынка труда как в отраслевом, так и территориальном разрезах. Естественно, в критериях рыночной экономики, обилия форм принадлежности достигнуть высочайшей точности прогнозов очень трудно, да в этом и нет особенной необходимости.Для вузов важны важные тенденции развития рынка труда и главные количественные индикаторы для определения стратегии развития на коротко и среднесрочную перспективу.
В текущее время учебные заведения имеют полную свободу в вопросцах формирования контингента - они без помощи других определяют планы приема как по ообщему количеству, так и в разрезе форм обучения и структуре имеющихся специальностей. Правительство же описывает тут лишь «входные барьеры» в виде мало требуемого балла ЕНТ и КТУ, соотношение меж контингентом очного и заочного обучения и советует университетам минимальную стоимость обучения, которая привязана к величне муниципального образовательного гранта, утвержденного на соответственный год.
Другими словами, контигент обучающихся в высших учебных заведениях формируется университетами без помощи других,исходя из принятой попечительскими советами либо акционерами стратегии развития.При этом это относится как к муниципальным,так и личным учебным заведениям. Финансирование же обучения осуществляется за счет разных источников. Основными из которых являются:
- воплощение приема университетами на платной (коммерческой) базе с оплатой как за счет средств самих обучающихся, так и за счет организаций и компаний-спонсоров,
- прием студентов, победивших в государственном конкурсе муниципальных образовательных грантов;
- прием на собственные гранты самих учебных заведений.
Следует отметить, что преобладающая часть подготовки студентов в стране осуществляется на платной (коммерчесой) базе. За счет муниципального заказа формируется лишь незначимая часть общего контингента обучающихся. В 2012 году только каждый 5-ый студент учился по муниципальному образовательному гранту, а на договорной базе - наиболее 77%. Контингент обучающихся по образовательному гранту сосредоточен в основном в муниципальных университетах, при равном количества студентов в муниципальных и личных университетах, на 1-ые приходится наиболее 80% обладателей муниципальных образовательных грантов. Что касается группы специальностей социальные науки и бизнес, куда входят наши экономические специальности,то в 2012 на их было выделено всего 713 образовательных гранта, что составило только 2,5% от общего их количества. Невзирая на это, раз в год каждый 4-ый абитуриент в Казахстане поступает на экономические специальности.
Подготовка экономистов распылена сейчас по большому количеству вузов из различных регионов, что не может не сказываться на качестве их подготовки. Сейчас экономистов готовят наиболее 80 вузов Казахстана (55% от их общего количества). Основными неуввязками большинства этих вузов являются незначимый контингент очного обучения, задачи с обеспечением квалифицированными педагогами,недостающая материально-техническая база, отсутствие денежных способностей и заинтересованности в развитии наружной и внутренней академической мобильности.
Реализация данных задач сейчас под силу лишь большим, финансово устойчивым, спец учебным заведениям. Они сумеют обеспечить их решение и сделать достойные условия для обучения, проживания, занятий спортом и увеличение культурного уровня наших студентов. Эффект масштаба и специализации обосновывает свою эффективность и в системе высшего образования.
Тут курс на укрупнение и специализацию работающих образовательных учреждений является объективной необходимостью и повелением времени.
Естественно, в критериях рыночной экономики,расширения сферы платного образования университеты должны учесть спрос и предпочтения потребителей (возможных абитуриентов и их родителей). В то же время на их лежит ответственность за качество образования, конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Современные университеты находятся перед проблемой обеспечения его конкурентоспособности как учебного заведения,с одной стороны,и денежной стойкости,с иной. Решение данной трудности лежит на пути увеличения социальной ответственности университета за качество подготовки студентов как базы для его предстоящего удачного трудоустройства.
Исходя из этого соц ответственность университета обязана заключаться в наборе на обучение такового количества студентов, которые могут быть трудоустроены опосля окончания университета.
Потому перед университетами и обществом в целом стоит задачка как по количественному, так и высококачественному прогнозирования рынка труда. Прогнозирование свойства подготовки юных профессионалов для рынка труда является основой для индустриально-инновационного развития общества, обеспечения его конкурентоспособности в целом.
Для экономических специальностей чрезвычайно высока значимость практико-ориентированных познаний. Сфера проф деятельности в экономике меняется так быстро, что педагоги нередко не успевают наработать надлежащие компетенции и их осмыслить. В данной для нас связи вербование практиков - управляющих организаций, ведущих менеджеров, финансистов, аудиторов - для чтения авторских курсов в рамках элективных дисциплин является нужным элементом в процессе обучения. Университетам нужно решать вопросец неизменного проф совершенствования ППС, включения их в настоящую профессиональную деятельность, в том числе через роль в проф объединениях и стажировку.
Особенной неувязкой для вузов является подбор высококачественных педагогов, имеющих опыт практической деятельности, способных разрабатывать неповторимые дисциплины и употреблять инноваторские технологии при преподавании. Старение профессорско-преподавательского состава, его оторванность от настоящей сферы проф деятельности делает риск несоответствия проф способностей работающих педагогов вузов потребностям настоящих секторов экономики.
Президент страны указал на значимость развития общественного партнерства, сотворения критерий для расширения роли негосударственного сектора в социальной модернизации страны.Сейчас познания быстро устаревают. Приобретенное один раз академическое познание уже перестает определять всю дальнейшую жизнь человека, как это было ранее. В современной действительности, чтоб оставаться нужным и соответствовать требованиям проф стандартов, нужно повсевременно обучаться и совершенствоваться. В данной связи увеличивается роль бизнес-образования. Удачный опыт реализации программ бизнес-образования в КазЭУи ряде остальных вузов в режиме опыта дозволяет сделать вывод о необходимости их перевода в штатное состояние. Программы МВА, DBA, ЕМВА способны обеспечить поддержку выпускников, устранить последствия полураспада познаний, способствовать неизменному проф развитию.
Вопросцы трудоустройства выпускников должны быть в центре внимания в протяжении всего периода обучения студента.Они являются приоритетными направлениями деятельности от институтского Центра Карьеры до выпускающих кафедр. Стало традицией проведение на неизменной базе Ярмарок вакансий, подготовки выпускников к самопрезентации на рынке труда.
Доп фактором конкурентоспособности является полиязычие наших студентов. Реализация специальной институтской программы «КазЭУ - English» привела к созданию факультета интернациональных образовательных программ, где проходит обучение на британском языке с привлечением забугорных ученых и практиков. Лингвистический центр КазЭУ проводит курсы по исследованию иностранных языков, готовит студентов к сдаче IELTS и TOEFL. Тем расширяются способности студентов по языковой подготовке, до статочный уровень которой содействует повышению академической мобильности студентов и педагогов.
Все эти меры - лишь часть каждодневной комплексной работы университета по обеспечению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Высококачественное прогнозирование на базе потребностей рынка труда, неизменные мониторинг и вербование работодателей разрешают обеспечить создание конкурентоспособных услуг в сфере образования и готовить кадры, способные воплотить програмку социальной модернизации страны.